Пятница, 21.07.2017, 10.41.35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Международное содружество учителей

Меню сайта
Категории раздела
Передовые технологии [6]
Проекты и исследования [2]
Методическая разработака [0]
Публикации [4]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Публикации

    Интернет как источник развития научно - творческих способностей молодёжи в процессе непрерывного образования

    Рахимов Бахтиёр Худойбердиевич, доктор педагогических наук, доцент, Гулистанского профессионального колледжа дошкольного образования и сервиса, г.Гулистан, Узбекистан.

     

    В Узбекистане образование провозглашено приоритетным направлением в сфере общественного развития. От масштабов, уровня, качества образования и подготовки кадров во многом зависит успех проводимых в государстве реформ.

    Государственная политика Узбекистана в сфере образования закреплена Законами «Об образовании» и «О национальной программе по подготовке кадров». В этих нормативных документах определены стратегия и тактика реформирования всей системы образования и её структур, цели и конкретные задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда, социальному заказу общества.

    Характерной особенностью национальной модели подготовки кадров является включение в неё таких компонентов, как личность, государство, общество, непрерывное образование, наука производство.

    Личность – главный компонент этой модели. Поэтому формированию личности обучаемого придаётся первостепенное значение. С точки зрения новой парадигмы образования, данных педагогических и психологических наук именно личностные качества специалиста в совокупности с профессионализмом предопределяют его конкурентоспособность.

    Система высшего и среднего специального образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов на уровне экономически развитых демократических государств, отвечающих требованиям высокой духовной культуры и нравственности.

    На основе компьютеризации учебного процесса в ВУЗах Узбекистана развиваются новые формы обучения. Новые информационные технологии открывают большие возможности не только в организации самостоятельной работы студентов при изучении той или иной темы, но и выполнении научно-исследовательской работы. В частности, студенты могут при изучении курса использовать не только традиционные печатные материалы, но и материалы интернет. Особенно важно использовать такие материалы при изучении дискуссионных вопросов. Одной из таких тем курса «Теория и история педагогики» являются вопросы о формированиях всесторонне развитой личности. Вызывают споры вопросы, связанные с рождения и формирования человека, высказываются различные мнения специалистов ученых о воспитания и обучении и влиянии общественной среды в частности семьи. Специалисты подчеркивают, что отмеченные сложности обусловили наличие ряда спорных положений. Но и в этом случае гипотезы едва ли могут восприниматься как окончательные и твердо установленные истины. Чем глубже в историю мы проникаем, тем, как правило, оказываются более предположительными наши построения.

    Использование новых педагогических и информационных технологий в современном учебном процессе, обусловленное требованиями Национальной программы по подготовке кадров по совершенствованию учебного процесса во всех звеньях образовательной системы, должно осуществляться по определенной системе реализации поставленных задач.

    Современный подход к преподаванию любой дисциплины и в средней школе, и в вузе заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы технологии преподавания были сформулированы еще К.Д. Ушинским, который считал, что главной задачей учителя является организация обучения таким образом, чтобы деятельность учащегося была превращена в самодеятельность.

    Для организации учебного процесса по изучению педагогических дисциплин с применением новых технологий обучения необходимо решить многие проблемы, связанные, в первую очередь, с обеспечением учебного процесса новейшей литературой, новыми учебными пособиями.

    На наш взгляд, такое учебное пособие можно подготовить, используя опыт соединения модульной, педагогической и компьютерных технологий. Оно позволит сочетать в учебном процессе печатные материалы и высокие компьютерные технологии.

    Современное учебное пособие представляет собой единый комплекс, в составе которого объединяются как печатные материалы, так и материалы на электронных носителях. И те, и другие должны быть структурированы, содержать как основной информационный материал, так и дополнительный.

    Принципы создания такого учебного пособия (учебника) довольно просты: весь материал разбивается на разделы (модули), определяются ключевые вопросы и опорные слова, формулируются задачи студента (идентифицируемые учебные цели) и контрольные (тестовые) задания.

    Например, при создании электронного учебного пособия по «Теория и история педагогики» нами было выделено 8 модулей изучения дисциплины.

    • Вводный
    • Общие основы педагогики.
    • Теория обучения.
    • Дидактика.
    • Теория воспитания.
    • Школоведение
    • История педагогики

    Каждый модуль содержит теоретический материал, задания для практической и самостоятельной работы, указания по их выполнению и контрольные задания.

    Компьютерное учебное пособие, кроме того, включает видеоматериалы, аудиоматериалы, ресурсы интернет, печатные текстовые материалы и т.д.

    Практика показывает, что компьютер хорошо «вписывается» в структуру учебного процесса и способствует интенсификации процесса обучения языку.

    Использование компьютерных учебных пособий повышает интерес обучающихся к предмету, нацеливает их на самостоятельную работу по изучению проблемы, учит критическому освоению материала и в целом приводит к повышению качества знаний.

    При создании учебных пособий по филологии с использованием компьютерных технологий требуется решить ряд вопросов, связанных с гипертекстовым структурированием материала, использованием средств визуальной и аудитивной наглядности. Подготовленное нами электронное учебное пособие по «Теория и история педагогики», представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса. Основой пособия является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят: электронный учебник, электронный справочник, компьютерная тестирующая программ. Каждый из этих компонентов имеет свое назначение. Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и выполнения практических заданий. В справочнике содержится информация как дублирующая, так и дополняющая материалы учебника. Электронный справочник представляет собой электронный список терминов.

    Компьютерная тестирующая система обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, с другой – берет на себя часть текущего или итогового контроля. Компьютерная тестирующая система представляет собой отдельную программу. Тестирующая система позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования. Тестируемый выделяет предполагаемый ответ и компьютер выдает следующий вопрос. В данной программе фиксируется время и количество правильных ответов. Указанную программу удобно использовать для текущего, промежуточного и итогового контроля, так как в ней обеспечена индивидуализация заданий и самостоятельность их выполнения. Программа содержит 200 тестов, компьютер сам выбирает предлагаемый обучаемому тест.

    При подготовке учебного пособия был составлен педагогический сценарий курса, который дает представление о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, о методических принципах и приемах, на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения. В разработанном нами учебном пособии имеется программа курса, общие сведения о дисциплине, цели и задачи изучения дисциплины, принципы построения пособия, информация об авторе, структура пособия, модульное содержание дисциплины, описание содержания, списки литературы. Цель курса и его задачи формулируются так, чтобы обучающийся мог представить результаты обучения, соотносимые с объемом требований ГОСТ или с определенным практическим результатом (какими навыками должен овладеть, какие теоретические положения усвоить и т.п.).

    Модульное содержание дисциплины требуется для того, чтобы обучающийся имел возможность представить объем учебного времени, необходимого для его освоения, выбрать свой способ изучения материала. Образовательные потребности вузовского курса предполагают ориентацию на государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности (в нашем случае – «Педагогика»), поэтому предполагается академичная форма подачи материала, строгость дизайна и т.д. Использование подобных учебных пособий в корне меняет методику проведения занятий. На лекции студенты получают возможность самостоятельного изучения темы под руководством преподавателя, а преподаватель выполняет функцию организатора этой работы. Модульное представление каждой темы позволяет студентам осуществить самоконтроль усвоения знаний в любое удобное для него время. Использование новых учебных пособий, подготовленных на основе соединения модульных и компьютерных технологий, позволяет индивидуализировать обучение, актуализировать уже имеющиеся знания, каждому участнику учебного процесса выполнять работу в собственном режиме, видеть начальный, промежуточный и конечный результат, осуществлять самоконтроль усвоения знаний.

     

    Использованная литература:

    1 Гармонично развитое поколение – основа процесса Узбекистана.- Ташкент: Шарк, 1998.-64 с.

    2..Рахимов Б.Х. Роль научно-исследовательской работы в подготовке высококвалифицированного специалиста.// Международный научный журнал.международной акдемии наук. 2008.№1 г.Балашов.с-28-30.

    3.Кедрова Г.Е.,Дедова О.В. Компьютерный языковой учебник в Интернете // Доклады межд. 2.Конф. «Интернет. Общество.Личность. (ИОЛ - 99). Вып. 2. С.-Петербург

     

    Категория: Публикации | Добавил: stefani (24.03.2016)
    Просмотров: 107 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    0
    1  
    Бахтиёр Худойбердиевич, спасибо! Очень актуальная тема!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]