Четверг, 28.03.2024, 3.55.37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Международное содружество учителей

Меню сайта
Категории раздела
Передовые технологии [6]
Проекты и исследования [2]
Методическая разработака [0]
Публикации [4]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Проекты и исследования

    Проектная деятельность
    Творческо-прикладная проектная деятельность
    по русскому языку и литературе
    Автор: Маханова Е.А.,
    учитель русского языка и литературы
    ГБОУ СОШ № 479.

    Формирование творческой, нестандартно мыслящей личности – важнейшая задача современной школы, решаемая различными путями, в том числе и обновлением содержания образования и расширением палитры методов и приемов работы на уроке.
    Цель проектной деятельности — создать условия, при которых можно приобрести недостающие знания из разных источников; пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач; овладевать исследовательскими умениями; развивать системное мышление. А детям нравится заниматься творческой проектной деятельностью. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. Вот темы созданных проектов: «Тема любви в литературе», «Модель планет Маленького принца», «Образ леса в жизни и искусстве», «Заимствования в русском языке», «Рассказы о знаках препинания», «Рассказы о словообразовании», интеллектуальная игра «Вспоминая Пушкина» и другие.

    Использование на уроках и компьютерных информационных технологий также открываются возможности для творческой работы: работа над составлением опорных конспектов, схем, рисунков, коллективного видеоролика для закрепления какой-либо темы, сочинительство (стихотворения, миниатюры, задачки). Творческие проектные работы воспитывают любовь к родному языку, расширяют лингвистический кругозор школьников и способствуют формированию коммуникативных качеств личности, необходимых для ее полноценного развития. Учащимся не просто предлагается творческое задание с целью проверить их запас умений и навыков по определенной теме, где им нужно проявить себя как индивидуальностям – психолого-педагогическая проблема.
    Лингвистические миниатюры способствуют созданию элемента сказочности, вызывают у учащихся интерес к предмету, развивают детскую любознательность, раскрывают взаимосвязь разных явлений языка. Миниатюры на уроках русского языка можно использовать по-разному:
    • в качестве дидактического материала;
    • как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее;
    • как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок миниатюр при изложении той или иной темы)
    При изучении любой темы могут быть использованы миниатюры в качестве дидактического материала, но особенно эффективны они при изучении таких разделов, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология».
    Лингвистическую миниатюру учитель использует как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же привлекает внимание учащихся к теме, помогает увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемные вопросы, задачи, которые могут быть поставлены перед сказкой, нацеливают учащихся на активное восприятие (нужно слушать и искать ответы на вопросы). Дети не только с интересом слушают лингвистические миниатюры, но и сами сочиняют их, своеобразно преломляя сухую теорию в живые волшебные рассказы.
    В миниатюрах герои – лингвистические понятия. Лингвистическая миниатюра сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто слушать, но искать ответ на заключенную в ней задачу. Мы учимся создавать лингвистическую сказку на предложенную тему, учитывая жанровые особенности ее: коллективное составление фрагментов лингвистической сказки (зачина, общих мест, концовки), составление характеристики «героев» лингвистической сказки( см. в приложении). Сюжет любой миниатюры можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления(спектакль «Русские пословицы». http://www.youtube.com/watch?v=shpu4MUkgFY)
    Для решения лингвистических задач пригодится знание родного языка и логическое мышление. Каждая задача содержит какое-нибудь любопытное явление какого-нибудь языка, открыть это явление — и значит решить задачу.
    В 5 классе мы повторяем АЛФАВИТ и обращаемся к его истокам. Ученикам дается задание (мини-проект) - нарисовать понравившуюся букву. Затем даются старославянские слова (или тексты).

    Чтобы подытожить материал на уроке, мы сочиняем синквейны, хокку( см. приложение).
    Иногда по проекту мы создаем сценарий или видеоролики (фильм, или презентацию, или мульфильм) http://www.youtube.com/user/68Zelena?feature=mhee
    Труд учителя - это творчество. Это беспрестанный процесс слияния мыслей, педагогических и методических открытий миллионов учителей. Учитель вечно изобретает, пробует, совершенствуется, ему необходимо шагать со временем. Он является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций. Сейчас важно в школах заниматься проектной деятельностью.
    Творческо-прикладные проекты помогают развивать фантазию у ребенка, формировать его абстрактное мышление, осознавать законы всех разделов русского языка, помогают предвидеть орфограмму и пунктограмму.
    Собранный материал публикуется на страницах журнала о русском языке и литературе «Солнышко» - наш многолетний проект (сайты, на которых размещается наш журнал: « Про школу», «пресса.ру», «Детский журнал», «Алые паруса», клуб «Занимательный русский язык» и одноименный блог http://zelena68.blogspot.ru/ др.).

    Приложение.
    Правила написания синквейна

    1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное,
    2 строчка – два слова (прилагательные или причастия), описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами,
    3 строчка – три слова (глаголы), действия, относящиеся к теме,
    4 строчка – четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке,
    5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное, определение.

    Прилагательное,
    Качественное, относительное.
    Характеризует, определяет и разукрашивает.
    Необходимый член предложения.

    Сказка,
    Веселая, интересная.
    Занимает, поучает, веселит.
    В сказках добро побеждает зло.
    История.

    Хокку - короткое изречение, притча. Состоит из коротких слов, не требует толкования. 3 строчки (17 слогов), нет рифмы.

    О, чудный лес! Туман с утра
    Готов помочь нам, Скрывает птиц и зверюшек!
    Но мы тебя не бережем. № 641 Лес не проснулся.№ 641

    Как написать лингвистическую сказку.

    1.Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
    2.Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.
    3.Подумай, какие герои будут действовать.
    4.Подумай композицию, продумай сюжет.
    5.Составь план.
    6.Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
    7.Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
    8.Отредактируй текст.

    Лингвистические миниатюры
    И , Ы после Ц ( Гебоян Алла)
    Ы и Ц очень любили друг друга. Они всегда хотели быть рядом. Однажды они гуляли в Царицыно. В небе летали скворцы и пылали зарницы.Когда они проходили мимо лужицы, И случайно оступилась и упала в воду. Ц протянула ей пальцы и стала цыкать:
    --Цыганочка моя! Цыпленочек мой!Не бойся водицы! Не плачь, я тебя вытащу.
    Ы стала рыдать еще громче, потому что Ц никак не могла ей помочь выбраться из этой ужасной лужицы.
    --Как же помочь тебе, моя цыпочка? Ты только не плачь. Я куплю тебе золотые пуговицы даже лучше , чем у нашей модницы Синицыной.
    --Это все пустые обещания. Кто-нибудь вытащит меня из этой ужасной лужицы?- отчаянно крикнула Ы.
    На крик прибежала И и помогла вытащить из водицы Ы, которая сразу же кинулась домой, даже не поблагодарив за спасение.
    Ц и И стояли и молча смотрели в след убегающей Ы. После долгой паузы Ц произнесла:
    --Не хотите ли вы составить мне компанию?
    --С большим удовольствием, - радостно ответила И.
    С тех пор они не расстаются, вместе ходят в цирк, рисуют циркулем разные цифры на циферблате и друг другу дарят нарциссы и акации.

    Источник: http://zelena68.blogspot.ru/p/blog-page_4168.html
    Категория: Проекты и исследования | Добавил: Zelena68 (11.04.2013) | Автор: Елена
    Просмотров: 604 | Комментарии: 3 | Теги: проектная деятельность, творческие проекты по русскому язык, творчество детей | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 3
    3 MilaTiajelkova  
    0
    Да, проектная деятельность - удивительное средство развития детской фантазии! А она у детей неистощима!

    2 Zelena68  
    0
    smile Спасибо!

    1 larisa16  
    0
    Какая чудесная миниатюра про И и Ы - так легко и просто запоминаются написания трудных слов.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]