«Учитель – артист, но
его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - врач, но его пациенты редко
благодарят за лечение и далеко не все хотят
лечиться. Учитель – скульптор, но его труд не виден.
Эти слова наиболее ярко открывают,
каким должен быть учитель.
А
теперь представим, что скульптору вручили две заготовки: кусок глины и кусок
гранита. Работая с этим материалом, он
старается придать ему совершенную форму. Но получит ли он из этих заготовок два совершенно одинаковых предмета.
Однозначный ответ – нет! Так и мы,
педагоги, как бы мы не старались придать нашему материалу совершенную форму, это очень сложно, так
как свойства разные и время для
изготовления тоже разное.
Не
секрет, что работать с учениками, которые могут, умеют и хотят учиться не
только просто , но и очень приятно. А как работать со слабыми. Для себя я
определила, что слабых учеников можно разделить, условно, конечно, на три
группы: - ученики, которые имеют низкий уровень обучаемости, но хотят учиться,
( не могут, но хотят) - ученики, которые имеют средний, достаточный и даже
высокий уровень обучаемости, но по каким-то причинам не хотят учиться, ( могут
, но не хотят) и – ученики, которые имеют низкий уровень обучаемости и не хотят
учиться ( не могут и не хотят). Самое простое в такой ситуации учить первых.
Они охотно ходят на поддерживающие занятия и с помощью учителя выполняют
необходимые задания. Для них главный принцип
«Учить просто», т.е дети должны четко знать, что им необходимо изучить,
например, дату- 1054г, понятие- раскол христианской церкви, последствие-
образование католической и православной церквей и т.д. ( пример с Олей Курко 7
«Б»). Можно научить и тех, кто может, но
не хочет, достаточно заинтересовать. Учить творчески. Третья группа , т. е те
кто не могут и не хотят учиться, требует особого подхода, терпения,
профессионализма учителя. Много способов как это сделать. Я хочу остановиться
на использовании проектной деятельности на уроке. Методика это достаточно
новая, перспективная и дающая хорошие результаты., т.е отсутствие неуспевающих
в данном случае.
·
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность" Бернард Шоу
Что такое проект?
Проект - метод обучения, основанный на постановке
социально значимой цели и её практического достижения.
Проектная деятельность – это интегрированое
дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет
выработать и развивать специфические умения и навыки проектирования у
обучающихся, а именно учить:
-
проблематизации,
- целеполаганию и
планированию,
- самоанализу и
рефлексии,
- представлению результатов
своей деятельности и хода работы,
- презентации в различных
формах,
- поиску и отбору актуальной и
необходимой информации и усвоению
необходимого знания,
-практическому применению
школьных знаний в различных ситуациях.
В полном объеме данная методика может быть
применена в основном в старших классах и при работе с сильными учениками. Но и
для детей с низким уровнем обучаемости его можно использовать.. Отдельные
элементы метода проектов вполне успешно могут внедряться при обучении истории
уже в 5-7 классах. Для этого необходимо
использовать разнообразные приемы и методики направленные на развитие
социально-коммуникативных компетенций учащихся.
Проекты бывают по продолжительности
проведения:
·
мини-проекты
·
краткосрочные
·
годичные
В 5-7 кл
используются мини-проекты
Мини-проекты отличаются от
больших проектов рядом особенностей.
- Во-первых, они должны отвечать уровню
психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны
обязательно включать игровой, творческий момент, (театрализация: встреча
патриция и плебея, рисунки по темам, кроссворды, «Задачи по истории
Древнего мира»,)
- во-вторых, они не должны занимать слишком много
учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию, ( урок,
Д/з)
- в-третьих, проекты должны подразумевать
разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные
условия для творческой самореализации. Например: Изготовить из различных
материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняные
таблички ( можно использовать пластилин, покрытый лаком), папирус ( на
особой бумаге, которую можно предварительно искусственно состарить),
пальмовые листья( можно использовать засушенные листья комнатных
растений), шелковая ткань, бамбуковые дощечки( в качестве заменителя можно
использовать скрепленные линейки), навощенные таблички, берестяная кора и
т.д.
- составление
исторических и хронологических диктантов, исторических портретов.
Эти
задания увлекают ребят, помогают им отбирать материал. Даже если в проекте не
участвуют слабые дети, результаты проектной деятельности можно использовать при
работе с ними на уроке. Например, по рисунку, сделанному Попковым В рассказать
о богах Древнего Египта, по образцам древней письменности, выполненным Машей С,
рассказать о письменности и т.д.
По характеру контактов
наши проекты:
(Примеры:
групповые «Развитие науки и техники в 19- начале 20 века»- презентация 11 г кл,
«ОК- мой помощник и друг» )
В 6 классе уже возможно привлечение
учащихся к решению более сложных задач, подразумевающих применение целого
комплекса умений. В качестве примера можно привести следующий мини-проект.
После изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с
ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и
Крестовых походов, ученики получают творческое задание на дом: придумать и
написать свою "Историю рыцаря”, придумать его биографию, девиз, герб, знамя,
поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный
Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий,
описать реальные сражения. Все это оформить в виде стилизованного под древний
манускрипт документа, сопроводить собственными иллюстрациями, можно добавить
комментарий ученого историка, приложить какие-то реликвии или вещи, письма
рыцаря, его дневник, портрет и т.д.
Совершенно особой формой проектной
деятельности является работа над проектами с использованием ИКТ. Даже слабые
ученики уважают компьютер, умеют и хотят с ним работать.
Формами
применения ПК на уроках истории могут быть :
1. Наглядно-демонстрационная
2. Тренажёр
3. Контроль знаний
Использования персонального компьютера на уроках
истории:
1. Поиск информации
2. Сообщения в виде презентаций
3. Видеоролик или видеофильм
Групповые
проекты с подготовкой презентаций, используя программу Power Point, даже
слабоуспевающим ученикам помогают учиться работать с дополнительной литературой и не испытывать дискомфорта при
выступлении на уроках. А это
благотворно влияет на их психическое и
физическое состояние.
Примеры презентаций : Особенности
современной белорусской литературы, Технические изобретения и др.
Проекты и презентации могут использоваться на поддерживающих занятиях и
при самостоятельной работе. Например,
тест «Держава А. Македонского», «Хронологический диктант», в этих
презентациях есть рубрика «Проверь себя»., при повторении темы , Например
«Католическая церковь « , Средневековый город» в 6 кл
Главная трудность в проведении уроков с
использованием презентации может быть только одна: при работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с
достаточно большой диагональю, применяя проектор, дающий на экране изображение
с диагональю до 1,5 м.
В
заключение хочется сказать: в работе каждого учителя так или иначе
переплетаются разные подходы к преподаванию, но на то он и учитель, педагог,
наставник, личность, чтобы, не отметая уже существующее, привнести свой опыт,
свой взгляд, дать собственную оценку, ставя перед собой единственную цель:
работать на благо своих учеников.
|