В Узбекистане презентовали современную русскую литературу
Руководитель клуба российской книги при библиотеке Российского центра
науки и культуры в Ташкенте, преподаватель кафедры «Зарубежного
литературоведения» Национального Университета Узбекистана Андрей
Кучинский, провел увлекательную презентацию о современной русской
литературе под названием: "Литература неизбежна, или лови позитив!!! ”
На презентации Андрей Юрьевич познакомил присутствующих с тремя образами
русского неореализма 2010-х. Библиотека Российского центра науки и
культуры в Ташкенте представляет обзор одного из них.
Это книга "1993. Семейный портрет на фоне горящего дома”, написанная
Сергеем Шаргуновым. Надо отметить, что автор является лауреатом
независимой премии «Дебют» в номинации «Крупная проза», государственной
премии Москвы в области литературы и искусства, итальянской премии
«Arcobaleno», финалистом премии «Национальный бестселлер».
В 1998-99 годах Сергей Александрович работал в Думской комиссии по
расследованию событий осени 1993 года, что и способствовало написанию им
книги.
«1993″ — это семейная хроника, переплетенная с историческим
расследованием. 1993-й — гражданская война в центре Москвы. Время
больших надежд и больших потрясений. Он и она по разные стороны
баррикад. История одной семьи вдруг оказывается историей всей страны.
Каждый член семьи Брянцевых не знает, что он хочет, не понимает, не
задумывается – «они не ведают, что творят» – типичный инфантильный
советский человек. И вот происходит переломный момент: плиты русской
истории со скрежетом, с большим шумом, с грохотом, с танками, с кровью
стукаются друг об друга, и главные герои не остаются в стороне: так или
иначе они ощущают собственной кожей этот страшный механизм.
Роман причислен к неореализму. Чем же характерно данное направление в
современной литературе? Писатели-неореалисты сосредоточивают внимание не
столько на их действиях и поступках, сколько на мыслях, переживаниях,
стремятся познать иррациональную суть характеров. Сравнивая классический
реализм с неореализмом, критики отмечают, что если в классическом
реализме преобладали познавательные цели, проступала даже чисто
утилитарная, публицистическая установка, то в неореализме органично
соединились познавательно-аналитическая и эстетико- творческая
наставления, постепенно стиралась оппозиционности, сокращалось
расстояние между реальным и идеальным, общим и индивидуальным, личным и
социальным, аккуратно-оповещальным и смоделированным. Исчез схематизм
типа, он превращается в характер, в основе своей оставаясь с символом.
Неореалисты, раскрывая характеры персонажей, акцентируют внимание на
борьбе противоположных начал в душе человека, отчуждении личности в
обществе. Важную роль в произведениях неореалистов играет художественная
деталь, которая весит больше, чем пространные описания и развернутые
сюжеты в реалистических произведениях.
|