Тема: Страна Детства
Цели:
дать
представление о жизни С.В.Михалкова;
обобщить и
систематизировать знания учащихся о творчестве С.В.Михалкова;
расширять круг
чтения детей;
развивать речь,
выразительное чтение;
развивать
образное мышление, любознательность;
развивать
творческие способности, воображение детей;
воспитывать
интерес к читательской деятельности, бережное отношение к книгам;
воспитывать
положительные качества: дружелюбие, товарищество т. д.
Оборудование:
портрет С.В.Михалкова; выставка книг; компьютерная презентация «Карта
путешествия»; записи: Гимн России, «Песенка друзей»; Мультфильмы: «Как старик
корову продавал», «Жадный богач»; иллюстрации к произведениям.
Ход урока
Слайд 2
Учитель: Сегодня мы отправляемся в
страну Детства вместе с удивительным поэтом, который уже более 50 лет остаётся
добрым наставником юных читателей. А чтобы отгадать о ком идёт речь, мы
обратимся к иллюстрациям самых известных
произведений этого автора.
- К каким произведениям эти иллюстрации? Кто автор этих стихов?
Слайд 3
Учитель:
С.В.Михалков так писал о своём творчестве:
Пером – оружием своим,
Что я в руках держу,-
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат служу.
Способность к
поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет. Его отец послал
несколько стихотворений своего сына известному писателю Александру
Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова
вышли первые публикации.
Учитель: Наверное, нет у нас в стране
ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую
жизнь Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. Ваши
папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Стёпу» – большого
человека по прозванию «Каланча».
В 1935 году в
редакцию журнала «Пионер» пришёл худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал:
«Я принёс стихи». Редактор начал читать:
В доме восемь
Дробь один
Жил высокий гражданин
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
Учитель:
Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял
высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша
фамилия Степанов?», – спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Серёжа».
Дочитав, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но
боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не
нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем
вас, вы вылитый Дядя Стёпа». И потом многие думали, что Дядя Стёпа и Михалков –
это одно и то же лицо.
В своём
произведении Михалков рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это
сказка-быль с продолжением:
Слайд 4
«Дядя Стёпа – милиционер»
«Дядя Стёпа и
Егор»
«Дядя Стёпа –
ветеран»
Сегодня мы
отправимся в путешествие в поэтический мир Сергея Михалкова.
- Послушайте отрывок одного из самых известных
произведений С Михалкова в исполнении самого автора («Дядя Стёпа»)
Слайд 6
Первая остановка «Дворик»
Учитель:
Наше детство проходит во дворах, где часто слышны смех, споры и считалки. Вот
одну из считалок, написанную Михалковым, попробуем продолжить.
(«Котята» ПРИЛОЖЕНИЕ
2)
Учитель: А теперь вспомним
стихотворение «А
что у вас?». В нём Михалков точно подметил, как дети умеют
помечтать, повздорить, при случае и прихвастнуть.
(«А что у
вас?» ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Вопросы для
беседы:
Чем хвастались ребята, сидевшие без дела?
А какие профессии мам упоминались в
стихотворении?
Учитель: А теперь поговорим о
проказнике щенке.
(«Трезор» ПРИЛОЖЕНИЕ
4)
Кто помнит по
порядку, что же натворил щенок, оставшись дома один?
(расположить иллюстрации в нужном порядке)
Слайд 7
Учитель: Продолжим наше путешествие.
Следующая остановка «Школьная».
Михалков написал
много стихов о ваших сверстниках. Послушайте
некоторые из них.
( «Прививка»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
Что можно сказать о герое этого стихотворения?
( «36,5»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Что можно сказать о таком ученике?
Слайд 8
Остановка «Мультипликационная»
Учитель: С.В.Михалков тесно связан с
отечественным телевидением. По его сценариям было поставлено более 30
мультфильмов. Предлагаем вашему вниманию один из них: «Как старик корову
продавал»
Продал старик корову? Почему?
Поэт любит
природу и желает пробудить это чувство и в маленьких читателях.
Слайд 9
Учитель: Остановка «Лесная»
Послушайте, какая
история произошла с ребятами, отправившимися на отдых в лес.
( «Прогулка»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
В своих стихах
поэт высмеивает различные недостатки: лень, зазнайство, глупость, жадность и
др. Послушайте следующее произведение.
( «Бараны»
ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
Какое отрицательное качество высмеивает автор?
Слайд 10
Учитель: Остановка «Мудрости»
Все произведения
Михалкова содержат юмористический подтекст и воспитательную установку.
Кроме стихов,
сказок, рассказов Михалков писал ещё и басни, их более 190. Он – баснописец.
Давайте посмотрим одну из них, подумаем, какие черты характера высмеивает поэт
в этой басне.
(мультфильм «Жадный богач»
)
Слайд 11
Учитель: Все дети любят отгадывать
загадки. Зная это, Михалков сочинил для детей загадки. Остановка «Загадкино»
(загадки
ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
Слайд 12
Учитель: За свою долгую жизнь Михалков
награждён множеством наград. Так в 2003 году, в своё 90-летие, поэт был
награждён орденом «За заслуги перед Отечеством II степени»
Слайд 13
Учитель: В честь Сергея Владимировича
названа малая планета, открытая астрономами, выдано свидетельство.
В 2008 году поэту
исполнилось 95 лет. Михалков был награждён Орденом Святого Апостола Андрея
Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы.
Слайд 14
Остановка «Музыкальная»
Учитель: На стихи поэта часто разные
композиторы сочиняли песни. Послушайте, что это за музыкальное произведение?
(Гимн России)
Учитель: Михалков автор всех 3 гимнов,
которые были в нашей стране за последние годы. Проводился конкурс, где были
представлены стихи многих поэтов, но трижды выбирали стихи Михалкова.
Также на стихи
Михалкова сочинили много детских песен. И закончить наше путешествие мне бы
хотелось «Песенкой друзей»
(«Песенка
друзей»)
Подведение итогов занятия
Учитель: Закончилось наше путешествие,
но не закончилась дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым, с его книгами,
которые согреты добрым проникновенным юмором.
Какие же произведения мы сегодня вспомнили?
С каким настроением уходите с урока?
Как бы вы сами оценили свою работу?
Я думаю вы с
удовольствием прочтёте и другие произведения этого автора. Их много, для разных
возрастов. Количество книг Михалкова, изданных на разных языках, насчитывает
более 300 млн.
Желаю вам больше
читать и получать радость от прочитанного.
|