Воскресенье, 24.09.2017, 11.24.27
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Международное содружество учителей

Меню сайта
Категории раздела
Передовые технологии [6]
Проекты и исследования [2]
Методическая разработака [0]
Публикации [4]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Публикации

    О русском языке и о вере в духовное единство славянских народов
    О русском языке и о вере в духовное единство славянских народов

    Мы плывем в океане тревог, сомнений начала третьего тысячелетия в поиске берега новой земли. И он где-то, конечно, обнаружится. Верю, что этот берег гигантски многолюден и многоголосен. В каждом голосе — свое, родное, вечное. О чем он, этот голос? Черпая вдохновение в прошлом и настоящем, он предугадывает будущее, создавая новый образ мира из элементов духа ...
    Душа, духовное родство укрепляют в нас, людях, чувство мира как единого дома человечества. А зародыш этого чувства – врожденная любовь к «малой родине», к певучему, колыбельному голосу матери, к первому слову...
    ... Вначале было Слово. Оно содержало в себе неисчерпаемые запасы энергии, сил, мощи, готовые выплеснуться изнутри Его и заставить весь мир замереть от восторга. «Вот почему в томике стихов Пушкина или в романе Флобера, – писал М. Горький, – больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звезд или в механическом ритме океанов, в шепоте леса или в молчании пустыни».
    Мир, который меня окружает, – это мир детства, «розовых очков», романтики, влюбленности, нигилизма, беззащитности ... Меня окружают дети, не скрою, разные: видящие «свою зарю», талантливые от Бога и философствующие прагматики, не строящие иллюзий и мечтающие о славе, с ласковой грустью и с пустотой в глазах...
    Более тридцати лет я, белорусская учительница из Гродно, иду рядом с ними, моими Дон-Кихотами и Донжуанами, Гамлетами и Отелло, любящими русский язык как прекрасную необходимость.
    Более двадцати пяти лет убеждаю, что русский язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, с помощью которого сцепляются времена и поколения. Современных учеников, правда, не приходится убеждать: они обрусели еще в утробе матери, с молоком матери впитали в себя певучее русское слово.
    Сегодня, в XXI веке, в Беларуси русский язык (наряду с белорусским) – государственный. Он, на первый взгляд, не нуждается в защите, потому что именно белорусы, как мне кажется, потеряли ощущение своего языка, языка дедов и прадедов. Белорусский язык остался языком наших прародителей, наших милых деревушек, где даже соловьи поют да деревья шепчутся по-особому, по-белорусски. Современный белорусский город звенит русской речью. Это она, сочная, яркая,
    (о-го-го! с каким порой смыслом) птицей летит, врывается, поет, отворяя и захлопывая двери наших домов и широких душ.
    Кому-то от этого грустно. Мне – нет! Я горжусь, что моя страна дает право выбора слушать передачи на любом языке, читать прессу ту, которая ближе, понятнее… Я, как учитель-филолог, выбираю на русском.
    Что тут поделаешь... Люблю русский, но не перестаю удивляться чуду родной речи. Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может наполнить душу поэзией, рожденной опытом народа, пробудить в человеке первые росточки национальной гордости, доставить наслаждение многомерностью и многозначностью языка предков.
    Для меня русский язык в такой же степени родной, как белорусский, родной с детства, родной на всю жизнь. Поэтому и хочется (как пишет моя ученица в конкурсном сочинении о русском языке) «завернуть его в платочек, как Иван-царевич лягушку, и с благоговением прижать к груди. Защитить...» От кого? От чего? Наверное, от перемен. От перемен в жизни, обществе. От перемен в умах и сердцах.
    Учитель-русист понимает, что сегодня основным объектом и целью описания языка в школе становится не сама по себе система языка, а личность ученика с его ценностями, мотивами, осваивающая язык как культурное наследие. При этом основными единицами обучения языку становится слово, текст и коммуникативная модель. А текст, как ни грустно, уходит из школы.
    Современный ученик не знает, кто такой и откуда взялся «какой-то» Дон-Кихот, которого так часто упоминают взрослые. Нет, это не современный герой! Пусть он куда-то стремится, что-то ищет, кому-то помогает, кого-то защищает. У него все равно ничего не выйдет…
    Все меньше часов в белорусской школе остается на язык и литературу. К великому сожалению, во втором полугодии в старших классах — один час литературы, немного больше языка.
    Какую методику применить современному русисту, изучая за 135 минут в 10 классе А.Н.Островского (стыдно писать за три часа), за 45 минут - русскоязычную литературу Беларуси (8 класс), за 225 минут – И.С.Тургенева «Отцы и дети», стихи в прозе...
    Работаю в школе давно, поэтому помню, когда 22 урока были вместе с Андреем Болконским и Наташей Ростовой – были с Толстым! Теперь только 12...
    Новый учебник «Русская литература» (1 часть и 2-ая тоже) для 5 класса весит – в прямом значении этого слова – 256 граммов. Наши уважаемые составители оставили только обложки. (Пусть простят, конечно, немного утрирую). Хочется кричать от таких перемен: – Верните Пришвина! Всех верните!
    Над произведением в кратком изложении дети не плачут... А ведь когда-то плакали!
    Цитирую отрывок из учебника для 5 класса. М.М.Пришвин «Кладовая солнца»… 5 глава. «В этой главе говорится о леснике и охотнике Антипыче, его умной собаке Травке. Мудрый старик обещал повествователю и его знакомым рассказать, что есть правда, какая она, где живет и как найти. Он обещал, когда будет умирать, перешепнуть эту тайну Травке, большой рыжей собаке с черным ремешком по всей спине».
    Удивительно ли, что на таком кратко изложенном духовном корме дети вырастают лишенными каких-то важных душевных струн, с этой «обкраденностью» проживают жизнь и уходят, порой так и не узнав правду.
    ...Вот и приходится нам, русистам, идти в обход программ, учебников, чтобы успеть «перешепнуть правду» своим ученикам. При всем этом наши чудо-ученики знают (!) русский, любят его, побеждают в конкурсах, международных олимпиадах, сдают централизованное тестирование на 100 баллов, пишут книги, публикуются. Вместе с нами, учителями, творят чудеса, «поддерживают» «великий и могучий» и служат ему «опорой».
    Окрыленная и счастливая, увешанная подарками, возвращалась в 2008 году из Смоленска Леночка Ярошевич, игриво сообщая: «Диплом I степени, музыкальный центр, флэш-карта и это еще не все...» А я, счастливая учительница, с гордостью думала: «Не зря работаю, если белорусский ребенок в международной олимпиаде мог стать одним из лучших знатоков русского языка». А газеты потом напишут:
    «Белорусская школьница путешествует по древним городам России, где во всем величии открываются перед ней православные храмы, и в сердце ее рождается вера о нерушимом духовном славянском единстве…»
    Благодарна Российской Федерации, постоянному Комитету Союзного государства, общественному объединению «Русское общество» за конкурсы, олимпиады школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», за поддержку учителей-русистов.
    В 2008 году имела честь проходить обучение в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по программе «Актуальные проблемы школьной русистики». Представители 18 стран мира и я среди них — высочайшая радость! Две недели счастья и желание понять непонятную душу города, глубоко спрятанную в дворах-колодцах, в переплетениях подслеповатых, не знающих солнца переулков, где страдали герои Достоевского...
    Две недели счастья! Багаж знаний, сумка книг – новинок литературы! Сеть книжных магазинов – любимая отдушина жаждущих!
    Не сделав и десяти шагов по тихим улочкам вечернего Питера, выдохнула: «Люблю тебя, Петра творенье!»
    Влюбленная навсегда в один из прекраснейших городов России, окрыленная, я вернулась домой, в тихий любимый белорусский город Гродно. Частичка меня осталась навсегда в России: первенца родила в Питере, там же училась моя любимая дочь — студентка Академии искусств имени барона Штиглица... И теперь мои родные дети-белорусы влюблены в Россию... А я — счастливая мать, научившая любить родное, бело... русское, сплетенное навсегда.
    Перемены начинаются в нас, в нашем уме и сердце. Ум и сердце программируют действия...
    ...Вместе плывем в океане тревог... в поиске берега новой земли. И он где-то, конечно, обнаружится, этот многоголосый берег со знакомой, родной, РУССКОЙ речью.

    Источник: http://erono.ru/art/?SECTION_ID=211&ELEMENT_ID=1700
    Категория: Публикации | Добавил: Алина (12.04.2013) | Автор: Костюк А.И.
    Просмотров: 225 | Комментарии: 10 | Теги: эссе, единство славянских народов | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 10
    6  
    Алина Ивановна! Спасибо за прекраснейшую статью! Многие проблемные вопросы волнуют и нас, российских учителей. Успехов Вам и новых свершений в Вашем благородном труде! Я счастлива, что знакома с Вами!

    7  
    Спасибо огромное.

    5  
    Алина Ивановна, спасибо за искреннюю любовь к языку.
    "Вот и приходится нам, русистам, идти в обход программ, учебников, чтобы успеть «перешепнуть правду» своим ученикам..."

    8  
    Спасибо!!!

    4  
    С большим интересом и с душевным трепетом прочитала статью! В ней подняты актуальные, животрепещущие проблемы! Искренне! Прочувствованно! Все пропущено через горячее, неравнодушное сердце автора!
    Читая статью, вспомнила песню "Две сестры - Беларусь и Россия", которую очень проникновенно исполняют Роман Алехно и Алексей Гоман! 
    Огромное спасибо, Алина Ивановна!

    9  
    Спасибо огромное-преогромное!

    3  
    Прочитала статью Алины.Сердце радуется, сто в наших, пусть и бывших, союзных республиках есть такие мудрые, талантливые, отдающие всю душу и сердце своим ученикам, Учителя с большой буквы. Проблема программ по литературе  волнует и нас в небольших российских деревеньках.Убрали всё, что раньше трогало душу и сердце ученика.Зато в начальной школе по новым ФГОСам читают японские стихи (????????????????????!!!!!!!!!!!?????????), детям абсолютно не понятные, не несущие смысла, идеи.Страшно, больно и обидно за наше образование! Господа министры образования, откройте хоть один учебник по литературе, проанализируйте программы. Мне эта тема по М.М.Пришвину  знакома, т.к однажды я заменяла учителя литературы, который был на больничном. Да простит меня моя администрация, я потратила больше времени на анализ рассказа "Кладовая солнца".И мне было радостно от того, что дети ушли с урока, поняв эту тайну старика Антипыча. А сколько вопросов было задано по содержанию!  Почему бы не взять из прошлого то хорошее, что позволяет формировать в душах наших детей нравственные устои, быть душевными, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь, а не иждивенцами и повелителями всемогущими. Россия - страна крайностей. ...

    10  
    Проблемы общие. Кто нас услышит? Сами делаем нужное дело! М слава Богу!

    1  
    Проникновенные, правдивые слова. В них боль и радость,  разочарование и счастье, такие слова может писать неравнодушный, вдумчивый и духовно богатый человек. Любовь к русскому языку он  передаёт и детям: тронули слова: хочется  «завернуть его в платочек, как Иван-царевич лягушку, и с благоговением прижать к груди. Защитить...».  Полностью согласна с Алиной Ивановной и вместе с ней переживаю  за будущее наших детей и за великую русскую литературу.

    2  
    Спасибо, что нашли время прочитать и услышали меня.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]