Вторник, 21.11.2017, 11.24.44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Международное содружество учителей

Меню сайта
Категории раздела
Передовые технологии [6]
Проекты и исследования [2]
Методическая разработака [0]
Публикации [4]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Передовые технологии

    Педагогическое проектирование как форма активной работы с родителями в детском саду

     

    Аспект взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ – один из центральных в  дошкольной педагогике, обеспечивающий качественную работу по воспитанию и обучению. Однако в настоящее время традиционная схема взаимодействия ДОУ и семьи уже не соответствует новой задаче семейного воспитания - воспитание конкурентоспособной личности – и постепенно изживает себя. Главным критерием качества дошкольного образования на современном этапе является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории. Необходимыми параметрами развития в современной дошкольной педагогике признаются мышление, творческие способности, личностные качества детей.

    Сейчас становится очевидно, что деятельность взрослых в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать  и понять ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствуют интерактивные методики взаимодействия с семьей, реализуемые педагогами ДОУ. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, эвристической работе становится важнейшей задачей современного образования.

    Для совершенствования воспитательно-образовательной практики все более широко применяется проектирование видов детской деятельности как особая  форма развития детей.

    Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

    Педагогическое проектирование многообразно: проектирование обучающих занятий с дошкольниками в цикле «Я познаю мир», конкретных воспитывающих ситуаций  «Ознакомление с окружающей действительностью»; в тематических блоках эстетической направленности – «Культура поведения», «Что такое хорошо и что такое плохо»; на специальных курсах-занятиях – «Наш дом – природа», «Веселый карандаш» и т.д.

    Суть использования проектного метода заключается в том, что в процессе обучения дети создают некий проект игры, при работе над которым используют как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические, полученные ранее в процессе игры или личного опыта. Это существенно облегчает саму организацию игры, а также позволяет переносить некоторые действия в воображаемое пространство.

    Проектный метод предполагает последовательность действий педагога.

    1. Часть занятия посвящается освоению теоретического материала, по которому будет создаваться проект.

    2. В процессе подачи теоретического материала уделяется внимание формированию проблемы, которую дети смогут решить при помощи полученных знаний.

    3. После формулирования задачи она предлагается для решения детям или одному ребенку вместе с родителями.

    4. Следующим этапом работы над проектом становится совместное (педагог – дети – родители) планирование  деятельности, направленное на решение, выполнение поставленной задачи.

    В процессе работы возникает потребность в дополнительной информации по предмету, которую дети могут получить самостоятельно или с помощью родителей из книг, Интернета, от взрослых или из иных источников. Данное положение повышает мотивацию детей к получению знаний. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны.

    5. Созданный в результате этой деятельности проект является демонстрацией глубины усвоения предмета детьми. Дошкольники, выполнившие серьезную работу от начала и до конца, получают стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. И, конечно, они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения для них более эффективным и повышает мотивацию к получению новых знаний.

    Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой - и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном к поисковой деятельности.

    Идеальный проект - тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей науки, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Выполняя конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, дети получают необходимые для этой жизни знания, причем в уже синтезированном виде, приобретают навыки самостоятельного обучения.

    Для дошкольного учреждения больше всего подходит не реализация реальных проектов, а игры, имитирующие реальные дела, литературные проекты, географические «путешествия» или «игровые проекты». Проекты являются методом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание детей.

    Важно, чтобы у детей создавались интерес и увлечение, основные виды детской деятельности сосредотачивались  на живом и жизненном материале.

    Проекты часто являются способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой концентрируется внимание детей. Особенно важно уделять внимание совместной деятельности  детей, отношениям между ними, их умению разобраться в реальной жизни.

    Первоначальный выбор делают дети, отвечая на вопрос: «Что для меня интереснее?» Все шаги делаются последовательно, круг проблем постоянно расширяется, и по мере их решения расширяются знания и формируются умения детей.

    К реализации проектов, не зависимо от темы, необходимо подключать родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.

    Последний этап проекта – обязательная презентация результатов, которая может быть представлена в разных вариантах:

    - создание газет, книжек-малюток, альбомов, дизайнерских сооружений;

    -творческие игры с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;

    - оформление и дизайн группы;

    - разработка игровых модулей;

    - составление планов, схем, картотек;

    - в виде праздников, театрализованных представлений;

    - презентации продуктов совместного труда

    - спортивные и развлекательные мероприятия;

    - развлечения;

    - утренники;

    - выставочная экспозиция с обязательным проведением экскурсий.

    Примером применения проектной деятельности в ДОУ может служить работа педагогов Центра развития ребенка – детского сада № 24 «Белочка» г. Коломны Московской области. Результатом совместного творчества коллектива, родителей и детей стала реализация  проектов по темам: «Пусть не будет войны никогда!», «Насекомые», «Чудо-дерево», «Матрешкина деревня», «Ими гордится Россия», «Земля – наш общий дом», «Жалобная книга природы», «Австрия глазами детей», «Мы – дети Земли».

    Опыт педагогов д/с № 24 «Белочка» показал, что работа над проектом имеет основополагающее значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативную активность и нравственные качества.

    Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

    При организации проектирования следует придерживаться следующих  рекомендаций:

    I.       Выбор темы.

    Темы проектов могут быть самыми разными. Наиболее успешным будет тот проект, тему которого предложили дети.

    II.    Планирование реализации проекта.

    1.      Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.

    Воспитатель задает детям вопросы: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», « Как мы будем это делать?» и записывает их ответы на большом листе. Для детей младшего дошкольного возраста это могут быть предметные картинки, условные знаки, для детей старшего возраста – слова, записанные печатными буквами. Записываются ответы всех детей, указывается рядом с ответом имя ребенка.

    2.      Подготовительная работа команды взрослых.

    Команда педагогов фиксирует все идеи в схеме «Паутинка», составляет календарный план реализации проекта, подбирает необходимые материалы дл создания соответствующей предметно-развивающей среды в группе.

    III. Реализация проекта.

    Воспитатели привлекают к реализации проекта родителей воспитанников, специалистов детского сада (музыкального руководителя, инструктора по ФК, художника и т.д., в зависимости от темы проекта). Реализация проекта предполагает самостоятельный выбор детьми центров активности и тех видов деятельности, которые для них привлекательны, а также получение определенного результата (выставка детских работ, драматизация, книгоиздательство и т.д.).

        IY.   Анализ.

              Необходимо обсудить с детьми то, что они сделали, что нового узнали, чему научились. Высказывания детей записываются. Команда педагогов проводит самоанализ.

    Таким образом, проектная деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса  способствует  развитию образовательного учреждения, сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

     

     

    Литература

    1.    Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002.

    2.    Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005.

    3.    Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

     

           

    Категория: Передовые технологии | Добавил: Еля (17.04.2013) | Автор: Елена Бабина E
    Просмотров: 1051 | Комментарии: 1 | Теги: родители, детский сад, метод проектов, работа | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1  
    Интересная, серьезная деятельность педагогов д/с № 24 «Белочка». Удачи коллективу и дальнейших творческих успехов!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]