Аспект
взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ – один из центральных в дошкольной педагогике, обеспечивающий
качественную работу по воспитанию и обучению. Однако в настоящее время
традиционная схема взаимодействия ДОУ и семьи уже не соответствует новой задаче
семейного воспитания - воспитание конкурентоспособной личности – и постепенно
изживает себя. Главным критерием качества дошкольного образования на
современном этапе является развитие ребенка как субъекта познавательной
деятельности, жизни, культуры, истории. Необходимыми параметрами развития в современной
дошкольной педагогике признаются мышление, творческие способности, личностные
качества детей.
Сейчас
становится очевидно, что деятельность взрослых в интересах дошкольника будет
успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше
узнать и понять ребенка, увидеть его в
разных ситуациях, чему в немалой степени способствуют интерактивные методики
взаимодействия с семьей, реализуемые педагогами ДОУ. Подготовка ребенка к
исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам
исследовательского поиска, эвристической работе становится важнейшей задачей
современного образования.
Для
совершенствования воспитательно-образовательной практики все более широко
применяется проектирование видов детской деятельности как особая форма развития детей.
Педагогическое
проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях
образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного
функционирования и развития.
Педагогическое
проектирование многообразно: проектирование обучающих занятий с дошкольниками в
цикле «Я познаю мир», конкретных воспитывающих ситуаций «Ознакомление с окружающей
действительностью»; в тематических блоках эстетической направленности –
«Культура поведения», «Что такое хорошо и что такое плохо»; на специальных
курсах-занятиях – «Наш дом – природа», «Веселый карандаш» и т.д.
Суть
использования проектного метода заключается в том, что в процессе обучения дети
создают некий проект игры, при работе над которым используют как теоретические знания,
полученные на занятиях, так и практические, полученные ранее в процессе игры
или личного опыта. Это существенно облегчает саму организацию игры, а также
позволяет переносить некоторые действия в воображаемое пространство.
Проектный
метод предполагает последовательность действий педагога.
1.
Часть занятия посвящается освоению теоретического материала, по которому будет
создаваться проект.
2. В
процессе подачи теоретического материала уделяется внимание формированию
проблемы, которую дети смогут решить при помощи полученных знаний.
3.
После формулирования задачи она предлагается для решения детям или одному
ребенку вместе с родителями.
4.
Следующим этапом работы над проектом становится совместное (педагог – дети –
родители) планирование деятельности,
направленное на решение, выполнение поставленной задачи.
В
процессе работы возникает потребность в дополнительной информации по предмету,
которую дети могут получить самостоятельно или с помощью родителей из книг,
Интернета, от взрослых или из иных источников. Данное положение повышает
мотивацию детей к получению знаний. Практика показывает, что знания, добытые
самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны.
5.
Созданный в результате этой деятельности проект является демонстрацией глубины
усвоения предмета детьми. Дошкольники, выполнившие серьезную работу от начала и
до конца, получают стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап
самоутверждения в жизни. И, конечно, они видят, как полученные знания находят
практическое применение, что делает процесс обучения для них более эффективным
и повышает мотивацию к получению новых знаний.
Используя
метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что
проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей,
а порой - и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и
подробный план действия разрабатывается коллективно. На этапе разработки
содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов
деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и
организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном к
поисковой деятельности.
Идеальный
проект - тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей
науки, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Выполняя конкретные
жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, дети получают
необходимые для этой жизни знания, причем в уже синтезированном виде,
приобретают навыки самостоятельного обучения.
Для дошкольного
учреждения больше всего подходит не реализация реальных проектов, а игры,
имитирующие реальные дела, литературные проекты, географические «путешествия»
или «игровые проекты». Проекты являются методом комплексного изучения той или
иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание детей.
Важно,
чтобы у детей создавались интерес и увлечение, основные виды детской
деятельности сосредотачивались на живом
и жизненном материале.
Проекты
часто являются способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой
концентрируется внимание детей. Особенно важно уделять внимание совместной
деятельности детей, отношениям между
ними, их умению разобраться в реальной жизни.
Первоначальный
выбор делают дети, отвечая на вопрос: «Что для меня интереснее?» Все шаги
делаются последовательно, круг проблем постоянно расширяется, и по мере их
решения расширяются знания и формируются умения детей.
К
реализации проектов, не зависимо от темы, необходимо подключать родителей, так
как один ребенок с этой деятельностью не справится.
Последний
этап проекта – обязательная презентация результатов, которая может быть
представлена в разных вариантах:
-
создание газет, книжек-малюток, альбомов, дизайнерских сооружений;
-творческие
игры с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;
-
оформление и дизайн группы;
-
разработка игровых модулей;
-
составление планов, схем, картотек;
- в
виде праздников, театрализованных представлений;
-
презентации продуктов совместного труда
-
спортивные и развлекательные мероприятия;
-
развлечения;
-
утренники;
-
выставочная экспозиция с обязательным проведением экскурсий.
Примером
применения проектной деятельности в ДОУ может служить работа педагогов Центра
развития ребенка – детского сада № 24 «Белочка» г. Коломны Московской области.
Результатом совместного творчества коллектива, родителей и детей стала
реализация проектов по темам: «Пусть
не будет войны никогда!», «Насекомые», «Чудо-дерево», «Матрешкина деревня»,
«Ими гордится Россия», «Земля – наш общий дом», «Жалобная книга природы»,
«Австрия глазами детей», «Мы – дети Земли».
Опыт
педагогов д/с № 24 «Белочка» показал, что работа над проектом имеет
основополагающее значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот
период происходит интеграция между общими способами решения учебных и
творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и
другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний
формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа
детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой
деятельности. Общее дело развивает коммуникативную активность и нравственные
качества.
Дидактический
смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать
обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает
познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать,
работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в
школе.
При
организации проектирования следует придерживаться следующих рекомендаций:
I.
Выбор
темы.
Темы
проектов могут быть самыми разными. Наиболее успешным будет тот проект, тему
которого предложили дети.
II. Планирование реализации
проекта.
1.
Совместное
составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
Воспитатель
задает детям вопросы: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», « Как мы будем
это делать?» и записывает их ответы на большом листе. Для детей младшего
дошкольного возраста это могут быть предметные картинки, условные знаки, для
детей старшего возраста – слова, записанные печатными буквами. Записываются
ответы всех детей, указывается рядом с ответом имя ребенка.
2.
Подготовительная
работа команды взрослых.
Команда
педагогов фиксирует все идеи в схеме «Паутинка», составляет календарный план
реализации проекта, подбирает необходимые материалы дл создания соответствующей
предметно-развивающей среды в группе.
III.
Реализация
проекта.
Воспитатели
привлекают к реализации проекта родителей воспитанников, специалистов детского
сада (музыкального руководителя, инструктора по ФК, художника и т.д., в
зависимости от темы проекта). Реализация проекта предполагает самостоятельный
выбор детьми центров активности и тех видов деятельности, которые для них
привлекательны, а также получение определенного результата (выставка детских
работ, драматизация, книгоиздательство и т.д.).
IY. Анализ.
Необходимо обсудить с детьми то, что
они сделали, что нового узнали, чему научились. Высказывания детей
записываются. Команда педагогов проводит самоанализ.
Таким
образом, проектная деятельность всех участников воспитательно-образовательного
процесса способствует развитию образовательного учреждения,
сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и
их родителями.
Литература
1. Савенков А.И. Маленький
исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль:
Академия развития, 2002.
2. Смирнова О.Д. Метод
проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной
литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических
работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.
– М.: АРКТИ, 2005.
3. Хабарова Т.В.
Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
|