Четверг, 28.03.2024, 3.25.55
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Международное содружество учителей

Меню сайта
Категории раздела
Передовые технологии [6]
Проекты и исследования [2]
Методическая разработака [0]
Публикации [4]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Передовые технологии

    О компетентностном обучении

    Что такое компетентностное обучение?

    “Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей”.

    В.А. Сухомлинский.

     Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью».

     Компетентностный подход в обучении предполагает освоение умений, которые помогают  успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый результат. Знание – это посох, который помогает идти дальше.

    Таким образом, в компетентностном подходе значение слова “знание” означает владение тем или иным комплексом предметных (специальных) и общих (ключевых) компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.

    Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией.

     Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

     Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

    Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

    К базовым, ключевым компетентностям относятся:

    • информационная – (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)
    • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
    • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)
    • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).

    Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.

    Исходя из вышесказанного, школа должна способствовать решению следующих методических задач:

    • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
    • формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся;
    • формировать умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом информации;
    • формировать навыки работать в команде, так как идея деятельностного подхода заложена в парной и групповой формах работы. При организации групповых форм работы создаются комфортные условия для развития любого ребенка, снижается уровень тревожности. Зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в себе и как результат радость от совместной работы.
    • формировать навыки самоконтроля.

    Помимо общих компетенций определены специальные, компетенции, единые для разных предметных областей: литературы, физики, химии, математики, истории и т.д.

    Сегодня речь идет не о полной замене существующего содержания общего образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных результатов массового образования. Обучение сегодня нельзя сводить к овладению простой комбинацией сведений и навыков. Учебный материал должен решать не только учебные задачи.

    В чем разница между традиционным и компетентностным подходом?

    Деятельно-компетентностный подход предполагает, в том числе и ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет основной результат образования.

    Для реализации этого положения необходимо:

    • использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
    • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
    • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ;
    • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения;
    • поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
    • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

    Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной необходим для достижения главной цели – раскрытия и развития каждого ученика. Этому способствует развитие процесса интеграции основного и дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности, активные современные методы обучения: деловые игры, проектная и исследовательская деятельность обучающихся, умение работать с проблемой.

    “Учителя не смогут восстановить собственную целеустремленность и самоуважение, если будут тосковать по прошлому. Им пора начать думать о будущем мире и готовиться к грядущим колоссальным вызовам”.

    М. Барбер.

     

    Категория: Передовые технологии | Добавил: stefani (21.09.2014)
    Просмотров: 678 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]