Что такое компетентностное обучение?
“Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей”.
В.А. Сухомлинский.
Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью».
Компетентностный подход в обучении предполагает освоение умений, которые помогают успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый результат. Знание – это посох, который помогает идти дальше.
Таким образом, в компетентностном подходе значение слова “знание” означает владение тем или иным комплексом предметных (специальных) и общих (ключевых) компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.
Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией.
Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
К базовым, ключевым компетентностям относятся:
- информационная – (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)
- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).
Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.
Исходя из вышесказанного, школа должна способствовать решению следующих методических задач:
- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
- формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся;
- формировать умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом информации;
- формировать навыки работать в команде, так как идея деятельностного подхода заложена в парной и групповой формах работы. При организации групповых форм работы создаются комфортные условия для развития любого ребенка, снижается уровень тревожности. Зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в себе и как результат радость от совместной работы.
- формировать навыки самоконтроля.
Помимо общих компетенций определены специальные, компетенции, единые для разных предметных областей: литературы, физики, химии, математики, истории и т.д.
Сегодня речь идет не о полной замене существующего содержания общего образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных результатов массового образования. Обучение сегодня нельзя сводить к овладению простой комбинацией сведений и навыков. Учебный материал должен решать не только учебные задачи.
В чем разница между традиционным и компетентностным подходом?
Деятельно-компетентностный подход предполагает, в том числе и ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет основной результат образования.
Для реализации этого положения необходимо:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной необходим для достижения главной цели – раскрытия и развития каждого ученика. Этому способствует развитие процесса интеграции основного и дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности, активные современные методы обучения: деловые игры, проектная и исследовательская деятельность обучающихся, умение работать с проблемой.
“Учителя не смогут восстановить собственную целеустремленность и самоуважение, если будут тосковать по прошлому. Им пора начать думать о будущем мире и готовиться к грядущим колоссальным вызовам”.
М. Барбер.
|